Сведения об образовательной организации Сведения об образовательной организации Версия для людей с ограниченными возможностями

Информагентство «Rambler News Servise (RNS)» опубликовало колонку Дмитрия Быкова

27 октября 2016
Ректор СамГТУ – о коммерциализации научных разработок: апгрейде системы образования, притоке талантливой молодежи и процессе трансфера технологий из науки в бизнес

На сайте Информационного агентства «Rambler News Servise (RNS)» вышла колонка ректора СамГТУ Дмитрия Быкова:

— В свое время немецкий философ Карл Ясперс сказал, что перед Германией стоят два насущных вопроса: армия и университет. Для нашей страны сегодня значение высшей школы ничуть не меньше, чем значение армии.

Чтобы выжить и усилить свои позиции как вуза, мы решили сосредоточиться на коммерциализации наших научных разработок. Коммерческая востребованность — это индикатор квалификации, причем во всех сферах, от разработки курса по русскому языку или основам химии и заканчивая... выпечкой хлеба. Если хлеб невкусный, значит, его испек не специалист. Сейчас благодаря объему внебюджетных средств годовой оборот Политеха, который равен порядка 3 млрд рублей, сравним с бюджетом Новокуйбышевска — нефтяной столицы Самарского региона.

Первая задача на пути коммерциализации — апгрейд существующей системы образования, чтобы начать подготовку специалистов качественно нового уровня, инженеров-предпринимателей, которые каждую технологию рассматривают как потенциальный стартап. Фактически речь идет о гуманитарно-технологическом балансе, без которого невозможно гармоничное развитие экономики и общества в целом. Эту огромную и нетривиальную задачу мы решаем до сих пор. Инженер нового типа должен уметь работать в команде, знать не только всю технологическую цепочку на предприятии, но и понимать смежные бизнес-процессы и в целом видеть продукт как элемент бизнес-системы. Для этого важно развивать у студентов не только технические и инженерные навыки, но и предпринимательское мышление и так называемые soft skills, которые помогают улавливать и оценивать бизнес-потенциал технических разработок. Сегодня такой комплексный, системный подход — требование «по умолчанию» к выпускнику вуза, пришедшему работать в крупную компанию. «Сырые разработки» пусть даже именитых ученых никому не нужны.

Вторая задача — обеспечить приток талантливой молодежи. Для этого нужно создать ей возможности и условия для реализации творческих идей. Несколько лет назад в Политехе появился собственный бизнес-инкубатор, где мы оказываем резидентам нефинансовую поддержку и финансируем лучшие проекты из внебюджетных средств университета. Объем финансирования пока небольшой, несколько миллионов рублей, но мы уже видим результаты. Интеллектуальный капитал вуза быстро становится конкурентоспособным на рынке. Так произошло с подводно-надводными глайдерами, гелиолодкой Bersh на солнечных батареях, катализаторами для нефтепереработки, разработками высокочистых химических соединений для фармацевтики, которые используются в лекарствах нового поколения для лечения диабета, эпилепсии, вируса гриппа А и с другими разработками.

И наконец, третья задача — организовать процесс трансфера технологий из науки в бизнес. Университет в данном случае может выступать связующим звеном между наукой, производством и рынком. Но гораздо ценнее его роль как прямого поставщика инновационных продуктов, жестко ориентированного на рынок и на конечного потребителя. Именно в университете ведется значительная часть всех фундаментальных, прикладных исследований и технологических разработок и есть ресурсы, чтобы довести эти разработки до стадии готового к применению продукта.

Поэтому в первую очередь необходимо развивать и поддерживать прикладные разработки, которые понятны с точки зрения внедрения на конкретных предприятиях. В частности, технология серебряно-алмазного нанопокрытия металлов, разработанная в самарском Политехе, сейчас успешно применяется на ряде добывающих предприятий. Мы изначально понимали, что нефтяникам нужен надежный и недорогой инструмент для бурения скважин, поскольку стоимость инструментов занимает около 30% в себестоимости конечной продукции, и сосредоточились на доведении этой разработки до коммерческого применения.

Еще один пример успешной коммерческой разработки — внедрение полизвуковых технологий в нефтедобыче, которое мы сделали совместно с ухтинским заводом «Прогресс». Нефтяные компании ищут возможность повышать дебет и снижать обводненность нефтяных скважин. Для этого мы разработали качественно новую технологию, прошли с этой разработкой путь стартапа — год вели переговоры, прежде чем смогли протестировать решение на двух скважинах «Роснефти», затем немного расширили охват. В 2017 году мы обработаем уже порядка 70 скважин. Более того, технологией уже заинтересовались наши зарубежные партнеры.

В XIX веке Хендрик Лоренц, впоследствии лауреат Нобелевской премии, создал классическую электронную теорию, с помощью которой объяснялись многие электрические и оптические явления. Однако же устройство для измерения силы Лоренца появилось только спустя много лет. Такое развитие событий — непозволительная роскошь, сейчас никто не будет ждать сто лет. Идея остается идеей, пока она не внедрена и не доведена до конечного потребителя, а значит, коммерциализация становится одной из ключевых задач для современных университетов.

468x60_1.png

Проекты