Сведения об образовательной организации Сведения об образовательной организации Версия для людей с ограниченными возможностями

Подведены итоги работы согласительной комиссии

6 сентября 2017
СамГТУ рекомендовано продолжать реализацию Программы развития опорного вуза до 2020 года

Согласительная комиссия под председательством вице-губернатора — руководителя администрации губернатора Самарской области Дмитрия Овчинникова начала работать в СамГТУ в июне, после того, как 26 мая решением ученого совета Политеха был рассмотрен вопрос об изменении структуры СамГТУ в части ликвидации архитектурно-строительного института (АСИ). В состав комиссии вошли заместитель председателя комиссии директор СНЦ РАН, академик РАН Федор Гречников, ректор Самарского государственного экономического университета Габибулла Хасаев, глава подкомитета по строительству доступного жилья Торгово-промышленной палаты Самарской области, председатель правления самарского отделения Российского общества инженеров строителей Александр Латкин, министр образования и науки Самарской области Владимир Пылев, врио министра имущественных отношений Самарской области Михаил Солынин и другие.

По результатам работы комиссия сделала следующие выводы:

1. Основные принципы работы АСИ в соответствии с Положением об АСИ, утвержденным решением ученого совета СамГТУ от 29 апреля 2016 года № 9 противоречат Программе развития опорного университета (утверждена протоколом заседания Совета по реализации программ развития опорных университетов от 18 мая 2016 года №ДЛ-26/05пр), что послужило причиной развития конфликта между АСИ и СамГТУ, поскольку руководством АСИ и СамГТУ не было проведено корректировки и согласования данных документов.

2. В результате работы комиссии выяснилось, что образовательная деятельность АСИ до момента объединения с СамГТУ уже не соответствовала лицензионным и аккредитационным требованиям. Отсутствие адекватных изменений в системе управления опорного университета не позволило своевременно вскрыть этот факт в полном объеме и к настоящему времени завершить мероприятия по устранению выявленных несоответствий, что является обязательным условием для сохранения направлений подготовки строительного и архитектурного профилей.

В рекомендациях комиссии указано, что в Программе развития опорного университета запланированы управленческие решения, которые могут снять обсуждаемые негативные явления, поэтому необходимо:

1. Продолжить реализацию Программы развития опорного вуза до 2020 года.

2. Создать постоянно действующий экспертный совет во главе с губернатором Самарской области с включением в его состав представителей региональных министерств, профессиональных общественных организаций (Союза архитекторов России и др.), ключевых предприятий промышленного сектора региона и рекомендовать проводить периодическую оценку результативности реализации программы развития и необходимости ее корректировки.

3. Завершить процесс реорганизации опорного университета в части создания институтов как центров формирования точек роста по перспективным направлениям развития региона:

— совместно с членами экспертного совета сформировать структуру университета в части создания институтов;

— подготовить проект (-ы) положения (-й) об институте (-ах) с учетом единых принципов и подходов при формировании институтов.

4. Обеспечить доступность к информации о механизмах формирования и принятия решений. Повысить информирование и вовлечение коллектива объединенного университета в процессы трансформации.

5. На основе результатов реализации в 2016/2017 учебном году проекта подготовки кадров в рамках междисциплинарных проектных команд (МПК) совместно с министерством образования и науки, министерством экономического развития, инвестиций и торговли, министерством строительства и министерством промышленности и технологий Самарской области разработать систему коммуникаций с целью создания активного поля взаимодействия для формирования и подготовки целевых проектных команд по перспективным направлениям жизнедеятельности региона.

В частности, заместитель министра образования и науки Самарской области Светлана Бакулина рекомендует привести образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) архитектурно-строительного блока в соответствие требованиям ФГОС ВО, Приказа Минобрнауки № 1367 и представить в установленный срок к государственной аккредитации в рамках плановой государственной аккредитации образовательной деятельности СамГТУ в 2017 году. В целях развития и повышения качества архитектурно-строительного образования, как одного из приоритетных направлений подготовки кадров для региона, продолжить реализацию мероприятий по пересборке модели учебного процесса, предусмотренных Программой развития опорного университета, в части развития проектного и модульного подходов в обучении, включая формирование и деятельность междисциплинарных проектных команд, с более активным вовлечением в реализацию указанных мероприятий представителей профессорско-преподавательского состава и обучающихся архитектурно-строительного блока.

В заключении от министерства имущественных отношений Самарской области значится, что объект недвижимости по адресу: ул. Ново-Садовая, 14 (ТЦ «Невский») как общежитие № 2 был закреплен за Самарской государственной архитектурно-строительной академией и согласно договору аренды от 10.01.1995 г. № 40 ЗАО «ЮВЕС» были переданы нежилые помещения площадью 530 кв.м сроком на 10 лет для осуществления производственно-хозяйственной и торговой деятельности. В 1996 году в соответствии с дополнительным соглашением к указанному договору передаваемые в аренду площади были увеличены и составили 2754 кв.м, а в 2005 году срок аренды был продлен еще на 10 лет. В соответствии с предоставленным актом проведения плановой проверки от 25.11.2016 г. указанный договор не был согласован собственником федерального имущества и учредителем ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» — Министерством образования и науки РФ. «На текущий момент договор считается прекращенным, однако помещения площадью 2754,0 кв.м ЗАО „ЮВЕС“ не освобождены, право аренды по состоянию на 28.06.2017 не погашено в ЕГРН. Таким образом, ЗАО „ЮВЕС“ занимают помещения без законных оснований. Ставка арендной платы по договору с ЗАО „ЮВЕС“ значительно ниже рыночной. Областной бюджет недополучил средства от аренды по договору как минимум в размере 14 500,0 тыс. руб.», — отмечает в заключении и.о. министра имущественных отношений Самарской области Сергей Усенко.

В заключении согласительной комиссии приводятся и результаты анализа научного потенциала АСИ до и после объединения с СамГТУ. Так, директор СНЦ РАН, академик РАН Федор Гречников отмечает:

«1. В 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами было существенно увеличено число публикаций сотрудников АСИ, индексируемых в международных системах цитирования Web of Science и Scopus. Тем не менее, уровень этих публикаций трудно характеризовать как высокий в связи с тем, что более 70% публикаций, индексируемых в Web of Science, и более 55% публикаций, индексируемых в Scopus, сделаны в трудах российских конференций, а не в высокорейтинговых журналах. Число работ, опубликованных в 2016 году сотрудниками АСИ и индексируемых в Web of Science или Scopus, составляет соответственно 36% и 26% от общего числа аналогичных публикаций СамГТУ в 2016 году.

2. Начиная с 2015 года, после того как Минобрнауки РФ прекратило финансирование научно-исследовательских работ СГАСУ в рамках государственного задания, как недостаточно эффективное, в СГАСУ (позже АСИ) нет финансирования в рамках государственного задания на науку, НТП и ФЦП.

3. Объем хоздоговорных работ, выполненных в СГАСУ (позже АСИ) в 2014, 2015 и 2016 годах, составляет соответственно 13%, 17% и 8% от объема НИОКР, выполненных в СамГТУ («Политех»).

4. Ключевой индикатор научной деятельности Программы развития опорного университета «Объем финансирования НИР на 1 НПР» в 2016 году был выполнен исключительно благодаря объемам финансирования СамГТУ («Политех»). Подразделения АСИ выполнили указанный индикатор на 35%.

5. В последние годы в СГАСУ существенно сократились контрольные цифры приема в аспирантуру (с 12 в 2014 г. до 3 в 2017 г.) и резко упала эффективность работы аспирантуры (с 30,4% в 2014 г. до 3,23% в 2016 г.). Двадцать шесть руководителей аспирантуры СГАСУ (55%) в период 2011-2016 годы (6 лет) не имели ни одной защиты диссертации.

6. Диссертационный совет, прекративший свою деятельность в 2016 г. в связи с реорганизацией СГАСУ, практически не имеет шансов восстановить свою работу, так как 22 члена совета из 23 не соответствуют требованиям ВАК в части публикационной активности.

В этой связи результаты научной деятельности архитектурно-строительного института, проанализированные по таким ключевым показателям, как: количество и уровень научных публикаций в высокорейтинговых журналах, объемы финансирования НИОКР и эффективность подготовки кадров высшей квалификации, не соответствуют современным требованиям, предъявляемым к ведущим университетам страны».

С полным текстом заключения согласительной комиссии можно ознакомиться в приемной ректора СамГТУ (Самара, ул. Молодогвардейская, 244, главный корпус).

468x60_1.png

Проекты